АДЕЛЬ

​个​人​主​页​

Октябрь и вправду впереди, но пока не юный…

Впервые осилил сочинение Ленина непосредственно, а не через призму материалов, его пережевывающих на обновленный (но чаще просто сокращенный) лад. Конкретно с Государством и революцией вышло так, что и здесь В.И. сам в большей мере пережевывает разнообразные сочинения М&Э, вытягивая изречения и соображения на тему того, что есть государство, что есть его отмирание и что есть революция. Одним словом, чистый концентрат государственной мысли.

Выделю основные тезисы:

  • Появление государства обусловлено возникновением классов в обществе. Его главная функция — подавление антагонистических классов. Следовательно, исчезновение общественных классов неизбежно приведет и к исчезновению государства за ненадобностью;
  • Исчезновение классов возможно лишь в условиях отсутствии эксплуатации человека человеком. Таким образом, отмереть способно лишь то государство, в котором были сведены на нет эксплуататорские, а следовательно, и эксплуатируемые классы. Говоря конкретно, речь идет лишь о государстве коммунистическом;
  • Это отмирание никоим образом не может быть произведено в рамках буржуазной государственности. Этот образчик аппарата осуществления… э-м, магии дружбы, должен быть низведен на нет и заменен другим. Именно что заменен с конкретной целью. Но только после низведения;
  • Магия дружбы — это единственный способ осуществления данной замены. Рассчитывать в рассуждениях на нечто другое значит либо обманываться, либо обманывать;
  • Ну и классический тезис — оппортунисты есть позорные сволочи.

Перечисленные общими мазками пункты очень подробно раскрыты на страницах книги, собственно, для этого она и составлена. Мой пресыщенный глаз смог различить в этом тексте источник доброй трети коммунистических тезисов и агиток, особенно касающихся фаз коммунизма, отмирания государства, «по способностям по потребностям» и пр. известных постулатов. Другими словами, я будто бы выявил для себя малого действительного нового. Уж не знаю, расстраиваться ли этому или радоваться тому, что прочие ресурсы в совокупности данный пласт информации до меня уже успешно донесли. Наверное, предпочту последнее.

Проблемы текста

А еще вопросы, которые у меня вертятся на уме по итогам прочтения. Опишу также по пунктам:

  • Первое, что заметил почти сразу, — текст явно ориентирован на конкретную аудиторию, да еще и в конкретный исторический период. Рекомендация чего-то подобного кому-то, кроме единомышленников И.В., не очень хорошая затея. Слишком много контекста, который важно понимать и знать. Произвожу заключение, что никогда не стоит советовать читать подобное посторонним;
  • Вопрос изменения сущности чиновничества за счет изменения характера в отношении собственности и усреднения зарплат с рабочими ставится то ли наивно, то ли просто не понят мной. Примерно то же самое касается вопроса института магии дружбы и его всенародного характера.
  • Вопрос про высшую фазу коммунизма раскрыт сугубо кротко. Менее всего мне понятен тезис о превращении труда из средства жизни в потребность. Надеюсь, я когда-нибудь найду тот текст, который раскроет эту мысль достаточно содержательно;
  • Опыт часто упоминаемой Коммуны здесь никоим образом не передается именно содержательно. На протяжении всего текста мы имеем дело лишь с готовыми выводами.

Ожидания и первые впечатления по чтению Ильича, наверное, можно сравнить с первым сексом. В принципе, все вышло ровно так, как я и представлял, но возведенный ореол пафоса вокруг данного времяпрепровождения не сыграл мне на пользу — было не слишком увлекательно. Как уже писал выше, все представленные тезисы и значительная содержательная часть были мне знакомы и до того.

Но, надо полагать, структурировать все это более цельным образом в голове было полезно.